КАРЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ОГОРОДНИЧЕСТВА

🌱 Карельский крестьянин жил и работал на земле по своеобразному своду правил, привычек, наставлений и следовал приметам, сложившимся в народе на основе многовековых наблюдений за природой, поведением птиц, зверей, насекомых. Все сельскохозяйственные работы выполнялись в строгом соответствии с православным аграрным календарем, с соблюдением многочисленных обрядов. От поколения к поколению люди следили за метеорологическими явлениями и определенные дни — Покров, Крещение, Василий-Капельник и т.д. служили “погодными вехами,” предвещающими определенную погоду вперед на несколько дней, целый сезон или даже на год.💦

В трудных погодных условиях старики собирались на общие воскресные сходы, где обсуждали сложившуюся ситуацию и советовались, как быть, исходя из дедовского аграрного опыта. Сев яровых в южных районах карелы начинали с Егория — 6 мая. В более северных районах — с Николы Весеннего — 22 мая. Сеяли при нарастающей луне, чтобы обеспечить высокую урожайность, а вот пахать полагалось на убывающую луну, «чтобы меньше было сорняков». 🌗🌔
При посеве ориентировались и на стадии развития растительного мира: так, овес сеяли, когда березовый лист вырастал “с мышиное ухо”, “в пол-листа”- сеяли ячмень, “в полный лист” – лен. К посеву льна приступали и как только услышали первую кукушку.

Kylvä jyvä muah, ku taivas оn pilves. – Сей зерно в землю, когда небо в тучах. (Салми)
Lepäs on äijy urbua, tuloo hyvä kagruvuozi, a konzu on koivus, sit tuloo ruisvuozi. – Когда много серёжек на ольхе, будет хороший урожай овса, а когда много на берёзе, хорошо уродится рожь. (Видлица) 🌳
По материалам книги «Праздники и будни. Карельский народный календарь». О. Огнева, А. Конкка. Петрозаводск, 2013 г.

📷 Крестьяне перед выходом для работы в поле.
Из архива Олонецкого национального музея.

📷 Лукошко, севень — предмет крестьянского быта, используемый при ручном севе зерна. Береста, плетение. Кустарная работа. XIX в.- ХХ в. Олонецкий уезд/район.
Предмет из фондов Олонецкого национального музея.

🌱 В мае весна вступает в свои права. Почти каждый день мая отмечался началом полевых работ: пахоты, посева овощных и зерновых культур.
Все сельскохозяйственные работы выполнялись в строгом соответствии с православным аграрным календарем, с наблюдениями за природой, с соблюдением многочисленных обрядов.

6 мая (23.04) — Егорий Вешний – наиболее важный день в народном сельскохозяйственном цикле. Обрядность этого дня объединяет земледельческие и скотоводческие ритуалы. Эту дату считали началом настоящей весны. По погоде в этот день судили о будущем урожае:
«На Егория мороз – будет и овес». ❄
«Ясное утро на Егория – ранний сев, ясный вечер – поздний сев».☀
К Егорьеву дню заканчивались запасы в закромах и корм для скота.
Святой Георгий почитался как покровитель домашнего скота. В этот день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища.🐄

10 мая — Симеон Ранопашец. В соответствии с земледельческим календарем – начало ранних пахотных работ.
19 мая — Иов Многострадальный. Иов Горошник. Это время связанно с посевными работами.

22 мая (09.05) — Святой Николай – угодник. Николин день – второй по важности после Егория в народном сельскохозяйственном цикле. Очень разнообразна обрядность этого дня: массовые посевы, выгон лошадей в ночное время, многочисленные народные приметы при наблюдениях за природой. Основная народная примета о погоде – наступило устойчивое тепло. Хотя возможны еще и заморозки (утренники), от Николы их осталось двенадцать. «Пришел бы Никола, а тепло будет».
С Николы Вешнего начиналась посадка картофеля, посев яровых: «Овес и пшеницу сей, ранние – с Николина дня».

27 мая – Мученик Исидор (Сидор) — холодные ветра на Сидора-сиверка делали тёплую погоду неустойчивой. «Если ветреная погода продолжительна, пожалуй, и лето будет холодным» — рассуждали в народе. Начинается первый посев льна, огурцов.

31 мая – Мученик Федот — заканчивается поздний сев овса. «Пришел Федот – берется земля за свой род». Зерно брошено в землю. Ожидаются дружные всходы.

📖 По материалам книг: «Праздники и будни. Карельский народный календарь». О. Огнева, А. Конкка. Петрозаводск, 2013 г.;
«Календарь народных примет, обычаев и обрядов». А. С. Жданова,
М. Д. Островская. «Издательство «Мир книги», 2008 г.

📷 Из архива Олонецкого национального музея.
Анна Ивановна Демоева за плугом. Олонецкий района, д. Верховье.