КАРЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ОГОРОДНИЧЕСТВА

🌱 Карельский крестьянин жил и работал на земле по своеобразному своду правил, привычек, наставлений и следовал приметам, сложившимся в народе на основе многовековых наблюдений за природой, поведением птиц, зверей, насекомых. Все сельскохозяйственные работы выполнялись в строгом соответствии с православным аграрным календарем, с соблюдением многочисленных обрядов. От поколения к поколению люди следили за метеорологическими явлениями и определенные дни — Покров, Крещение, Василий-Капельник и т.д. служили “погодными вехами,” предвещающими определенную погоду вперед на несколько дней, целый сезон или даже на год.💦

В трудных погодных условиях старики собирались на общие воскресные сходы, где обсуждали сложившуюся ситуацию и советовались, как быть, исходя из дедовского аграрного опыта. Сев яровых в южных районах карелы начинали с Егория — 6 мая. В более северных районах — с Николы Весеннего — 22 мая. Сеяли при нарастающей луне, чтобы обеспечить высокую урожайность, а вот пахать полагалось на убывающую луну, «чтобы меньше было сорняков». 🌗🌔
При посеве ориентировались и на стадии развития растительного мира: так, овес сеяли, когда березовый лист вырастал “с мышиное ухо”, “в пол-листа”- сеяли ячмень, “в полный лист” – лен. К посеву льна приступали и как только услышали первую кукушку.

Kylvä jyvä muah, ku taivas оn pilves. – Сей зерно в землю, когда небо в тучах. (Салми)
Lepäs on äijy urbua, tuloo hyvä kagruvuozi, a konzu on koivus, sit tuloo ruisvuozi. – Когда много серёжек на ольхе, будет хороший урожай овса, а когда много на берёзе, хорошо уродится рожь. (Видлица) 🌳
По материалам книги «Праздники и будни. Карельский народный календарь». О. Огнева, А. Конкка. Петрозаводск, 2013 г.

📷 Крестьяне перед выходом для работы в поле.
Из архива Олонецкого национального музея.

📷 Лукошко, севень — предмет крестьянского быта, используемый при ручном севе зерна. Береста, плетение. Кустарная работа. XIX в.- ХХ в. Олонецкий уезд/район.
Предмет из фондов Олонецкого национального музея.