Концепция развития муниципального бюджетного учреждения

Концепция развития муниципального бюджетного учреждения
«Олонецкий национальный музей крелов-ливвиков
им. Н.Г. Прилукина»
(на период 2016 — 2020 г.г.)
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что предполагает переход к качественно новому развитию музейного дела. Исходя из этого, современное понимание миссии музея требует поиска инновационных подходов к его деятельности.
Новая концепция музея разработана с учётом Концепции федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», стратегии социально-экономического развития Олонецкого национального муниципального района и тенденций развития культурной и национальной политики Республики Карелия в области сохранения историко-культурного наследия и плана мероприятий «К 100-летию Республики Карелия».
Концепция развития МБУ «Олонецкий национальный музей» определяет стратегию развития музея до 2020 года, формулирует его миссию, цели и задачи, перспективные направления.
Миссия Олонецкого национального музея карелов-ливвиков заключается в сборе и сохранении памятников истории и культуры Олонецкого края, содействии сохранению культурной идентичности карельского народа и активном участии в презентации и развитии территории.
Концепция развития муниципального бюджетного учреждения «Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина»” направлена на улучшение качества традиционной функциональной деятельности, освоение новых форм работы, внедрение инновационных методов, современных услуг и упрочение уникальности музея в современном культурном пространстве Карелии и России.
Концепция развития музея на 2016-2020 гг. позволит значительно расширить социальные функции музея, эффективно использовать его образовательные ресурсы, сохраняя при этом наиболее перспективные традиционные направления музейной деятельности.
1.История музея.
За годы существования Олонецкий музей прошёл путь, характерный для многих районных краеведческих музеев. В середине 50-х годов 20 века в стране стали широко создаваться музеи на общественных началах и динамично пополнять собой сеть государственных музеев. В Карелии первый районный общественный музей был создан в Олонце.
В начале 1958 года, по инициативе Филиппа Ивановича Егорова, уроженца Олонца — директора Петрозаводского краеведческого музея была создана инициативная группа в составе трех человек – Николая Григорьевича Прилукина, Ивана Александровича Кудельникова и Николая Пименовича Мозгового. 19 марта 1958 бюро Олонецкого РК КПСС приняло специального постановление «Об организации музея в Олонце», а 30 января 1959 г. открылся первый в Карелии районный краеведческий музей. Располагался он в это время в двух залах бывшего купеческого дома Куттуевых. Первым директором стал Прилукин Н.Г, первым главным хранителем — Канноев Николай Николаевич. На первом этапе работы сбор и сохранение памятников материальной и нематериальной культуры карелов-ливвиков дореволюционного периода было приоритетным направлением в деятельности. В этот период была сформирована самая ценная и интересная часть этнографической коллекции по 19 веку. Работа не ограничивалась только комплектованием. С первых лет работы было налажено ведение научной документации. С 1 января 1960 года музей на общественных началах был преобразован в Государственный краеведческий музей. В 1974 году музей переехал в отреставрированное здание Собора Смоленской иконы Божьей матери, которое он занимал до 1991 года. Комплектование фондовых коллекций в этот период происходило в основном по советскому периоду, формированию личных архивов ветеранов войны и героев труда.
На рубеже 80-90 годов в жизни музея начинали обозначаться кризисные явления, связанные с недостаточным финансированием всех направлений работы, возникли проблемы со зданием. В 1991 году было принято решение о возвращении здания Собора Смоленской иконы Божьей матери церкви. Взамен музей получил в оперативное управление помещения в административном здании райкома партии, где в 1992 году открыл новую экспозицию «Хозяйство и быт провинциального города».
В связи с переходом страны и всего общества к рыночным отношениям возникли не только трудности с финансированием. Отмена регламентированной идеологической работы сократила поток организованных посетителей (школьники, трудовые коллективы, туристские группы, делегации и пр.) Для того, чтобы вернуть посетителя в музей необходимо было искать новые формы работы. Музей активно включился в процесс расширения традиционной музейной деятельности.
В этот период были разработаны первые в республике музейно-образовательные программы для школьников, создан «Театр старинной моды», для малышей организована изостудия «Солнечный город», стали проводится научно-практические конференции, фольклорные праздники и фестивали. За большую работу по сохранению самобытной культуры карелов-ливвиков в 1994 году Олонецкий краеведческий музей получил статус «национального музея карелов-ливвиков»
В 1999 году Олонцу исполнилось 350 лет. В юбилейный год музей открыл новую историко-художественную экспозицию «Тайны забытой столицы». Впервые музейная экспозиция создавалась при непосредственном участии художника — Панкратьев А.И. Автор концепции — сотрудник музея Павлова Ирина Викторовна. В этот же год музею было присвоено имя одного из основателей и первого директора – Прилукина Н.Г., получен первый грант на проведение детской научно-практической конференции «История страны в судьбах наших земляков».
Являясь частью социальной структуры местного сообщества, музей реагировал на его изменения и потребности. В разные временные периоды у музея появляются новые функции и полномочия как социального института. В 2002 году, в результате реализации проекта «Школа Паккайне», на базе музе была создана ткацкая мастерская. Проект был направлен на обучение местных жителей ткацкому ремеслу, которое впоследствии дало им возможность дополнительного заработка в условиях маленького городка. В настоящее время ткацкая мастерская входит в структуру музея как центр обучения взрослых ткачеству, содействуя сохранению и развитию традиционного карельского ремесла.
В конце 2005 года на грантовые средства Министерства культуры и по связям с общественностью РК музеем приобретён дом в исторической деревне Большая Сельга, на базе которого создана этно-культурная площадка для презентации этнографической составляющей музейной деятельности в естественной среде бытования этноса. У музея появился новый турмаршрут «Что деревня, то обычай», расширился спектр музейных услуг.
Таким образом, с конца 90-ых годов 20 века началось постепенное преобразование музея в музейно-культурный центр. В мае 2006 года коллективом музея была разработана и утверждена стратегия развития Олонецкого национального музея карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина. Основная стратегическая цель развития музея – создание открытой мобильной музейной организации с широким спектром культурных, образовательных и туристских услуг.
Стратегией были определены основные проектные линии:
— Музейно-культурный центр на базе дома купца Куттуева в Олонце
— Этно-культурный средовой комплекс в исторической деревне Большая Сельга.
Согласно утверждённой стратегии, в 2006 году музею было передано здание дома купца Куттуева. Дом Куттуева Егора Дмитриевича, купца 2-ой гильдии, расположен в центре города на полуострове в месте слияния рек Олонки и Мегреги, на территории древней Олонецкой крепости. Дом был построен в 1872 году на месте двора Олонецкого воеводы и входил в состав усадьбы, включающей многочисленные постройки. В доме, кроме жилых помещений, на первом этаже размещалась торговая лавка. У купца Куттуева останавливались во время пребывания в городе Олонце в 1887 году Великий князь Владимир Александрович и его жена Мария Павловна. В 1924 году в доме был создан первый пионерский отряд Олонецкого детского дома, в июне 1941 года – организован Олонецкий истребительный батальон, в 1952 – располагался Олонецкий райком партии. В последующие годы здесь размещались библиотека, музей, детские художественная и музыкальная школы. Дом состоит на государственной охране как памятник истории и культуры местного значения. «Дом, в котором в 1941 году был сформирован Олонецкий истребительный батальон» (уточнённое наименование «Дом жилой купцов Куттуевых») – объект культурного наследия регионального значения (Постановление Совета Министров КАССР от 20.04.1987 № 149).
Место, где расположено здания дома купца Куттуева, является одним из немногих сохранившихся памятных мест, связанных с историческими событиями и именами.

1 часть. Анализ музейной деятельности.
Основными уставными целями деятельности музея являются:
• собирание и сохранение памятников историко-культурного наследия карелов-лиивиков
• изучение, популяризация и актуализация объектов культурного
наследия;
• осуществление просветительской и образовательной деятельности;
• предоставление информационных услуг и туристских услуг
К 2016 году основные стратегические цели были достигнуты. В 2009 году, после завершения ремонтно-реставрационных работ, музей переехал в новое здание – дом купца Куттуева. Наличие собственного отдельного здания позволило сформировать неоднородную структуру музея, содействующую ведению разноплановой деятельности. Месторасположение музея – в исторической части города и в шаговой доступности от автостанции и гостиницы «Олония» — позволяет активнее привлекать туристов и гостей города.

Современная структура музея
2.1. Постоянная экспозиция.
Историко-этнографическая экспозиция «Карелы-ливвики» посвящена традиционной культуре карелов-ливвиков, представляет историю становления первого города Карелии – Олонца, его роль в истории России. Система основной экспозиции музея включает в себя 5 тематических блоков, каждый из которых является самостоятельной выставкой.
1. Блок: Algu (временной отрезок: 3-4 тыс. до н.э. — н. 17 века) знакомит с природными особенностями территории, её заселением, спецификой архаичной культуры древних карел. Основные выразительные средства – археологическая коллекция и специально созданные художественные образы и объекты.
2. Блок: Linnu (временной отрезок: н. 17 – к.18 в.в.) представляет историю становления и развития Олонца как военно-административного центра. Олонец на политической карте Российского государства – противостояние Швеции и Новгорода. Олонец – крепость – город.
3. Блок: Kupčat (временной отрезок 19 – н. 20 в.в.) презентует Олонец как торговый центр Олонецкой губернии, раскрывает роль Олонецкого купечества, осуществляющего управление территорией Олонецкого уезда: земство, открытие производств, меценатство.
4. Блок: Nero. (временной отрезок: 19 – 20 в. в.) представляет одну из основных частей национальной материальной культуры этноса — занятия, ремёсла и промыслы олончан
5. Блок: Taloi (временной отрезок: 19 – 20 в. в.) знакомит с жизнью и бытом карельской семьи, с особенностями строения карельского дома, предметами быта, орудиями труда.

2.2. Выставочный зал для организации временных выставок из собственных фондов, фондов других музеев, частных коллекций.
2.3. Музейный класс для осуществления музейно-образовательной деятельности, проведения мероприятий и иных форм культурно-просветительской работы.
2.4. Ткацкая мастерская для обучения взрослых ткацкому ремеслу, создания этнокопий музейных предметов из коллекции «Текстиля», изготовления сувенирной продукции.
2.5. Этнографическая площадка «Дом и придворовое хозяйство карелов-ливвиков» в исторической деревне Большая Сельга. Этно-культурная программа погружает гостей в самобытный мир карельской деревни. Использование пространства деревни (дом – двор – улица) существенно расширяет возможности интерактивных форм работы с посетителя.
3. Анализ фондовой деятельности.
Научно-фондовая деятельность Олонецкого национального музея строится в соответствии с Законом РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Законом установлено, что музей создаётся для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Объектом фондовой деятельности Олонецкого национального музея являются движимые памятники истории и культуры, отражающие традиционный уклад жизни коренного народа Карелии – карелов-ливвиков, и фиксирующие исторические процессы, проходящие на территории Олонецкого района.

3.1. Характеристика фондового собрания Олонецкого национального музея.
По состоянию на 01.01.2016 года фондовое собрание Олонецкого национального музея насчитывает 21100 предметов, в том числе 15548 предмета основного фонда и 5487 предметов научно-вспомогательного фонда. Фактическое наличие предметов выделенных в состав федеральной собственности и включенных в учетную документацию музея составляет 12 828 единиц хранения. Собрание музея делится на коллекции. В основе деления – особенности материала, техники или тематическая общность. Большую часть фондов Олонецкого музея составляют этнографические памятники. Этнографическая коллекция состоит из предметов дерева, бересты, соломы, металла, меди, керамики, стекла, фарфора, кожи, камня, тканей, и др. В основном, это предметы быта, орудия труда, одежда, украшения, культовые предметы, рассказывающие о жизни карелов-ливвиков 17 – 20 вв.

3.2. Перечень коллекций в собрании Олонецкого национального музея.
1. Живопись, графика, скульптура (247 ед. хр.)
Коллекция живописи, графики, скульптуры состоит, в основном, из работ карельских художников, скульпторов, сюжетами которых являются олонецкие пейзажи, местные жители, и датируются преимущественно 90-ми годами ХХ века.
2.. Нумизматика (4022 ед. хр.)
Нумизматика. Драгметаллы. В коллекцию входят монеты, значки, медали, начиная с VII века и по наше время.
2. Археология (1351 ед. хр.)
В коллекцию входят, в основном, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики, орудия труда эпохи Неолита, фрагменты предметов из стекла, металла и керамики, относящиеся к эпохе Средневековья – Нового времени (начиная с -I до VII -I веков), найденные при раскопках, проводившихся в Олонецком районе.
3. Бумага (5116 ед. хр.)
Коллекция состоит из фонда документов, куда входят личные архивы местного населения, редкие документы, документы, фиксирующие исторические процессы в жизни города и района XI- вв. и предметы печатной продукции второй половины ХХ века. Это газеты, журналы, листовки, плакаты, афиши и пр.
4. Книги (501 ед. хр.)
Среди них редкие книги CVII — CVШ вв., книги, посвященные истории города Олонца, а также экземпляры печатной продукции CVШ – ХХ вв. Старопечатные книги кириллической печати в количественном отношении составляют малую часть музейного собрания «Книги» – 23 книги XVII — начала XIX в. Печатные книги были изданы на Московском печатном дворе. Самое раннее издание в коллекции — «Служебник» — датируется 1670 годом. В основном, данные книги являются книгами церковного обихода. Книг нерелигиозного содержания всего три экземпляра.
5. Предметы естественнонаучной коллекции (82)
Естественно – научная коллекция – это чучела птиц, шкурки животных, образцы минералов 80-х годов ХХ века.
6. Текстильные изделия (820 ед. хр.)
В составе коллекции предметы домашнего обихода, крестьянская и городская одежда, церковные облачения, форменная одежда. Предметы датируются преимущественно XIX – XX вв.
7. Дерево (1253 ед. хр.)
Коллекция состоит из предметов быта, орудий труда, характерных и традиционных для Олонецкого края. Хронологические рамки коллекции охватывают период с конца VII до середины  веков, однако бόльшая часть предметов относится к XI- векам.
8. Металл (1748 ед. хр.)
Коллекция предметов из черного и цветного металлов состоит из орудий труда, предметов быта периода XIX – по вторую половину XX века, меднолитой пластики VII -I веков.
9. Фоно-фото коллекция (2962 ед. хр.)
Фото-фоно коллекция состоит, в основном, из подлинных фотографий XIX – первой половины  вв., рассказывающие о предприятиях, занятиях и быте олончан в данный период времени.
10. Прочее (2933 ед. хр.). Это предметы из керамики, стекла, соломы, кожи, резины, пластмассы, кости и др. Датируются последней четвертью XIX- XX веками
В данных коллекциях хранятся уникальные предметы, отражающие материальную и нематериальную культуру карелов-ливвиков. Некоторые экспонаты утратили бытование в естественной среде с XX века и имеются только в фондах музея.
3.3. Хранение музейных предметов и музейных коллекций.
Хранение музейных предметов и музейных коллекций является одним из основных видов деятельности музея, предполагающее создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции. В настоящее время музей располагает следующими площадями для организации хранения музейных ценностей: деревянное здание, оборудованное охранно-пожарной сигнализацией, с площадью хранения 71,9 кв. м. Хранилище в подвальном помещении каменного здания площадью 64, 8 кв. м., не оборудованное охранно-пожарной сигнализацией. Всего для хранения фондового собрания используется 136,7 кв.м. Хранилища не соответствуют требованиям, предъявляемым для хранения фондов. Хранение смешанное, хранилища не оснащены современными климатическими установками, специальным оборудованием. Существующая организация фондового хранения в разных зданиях музея неудобна и нецелесообразна как для сохранения музейных ценностей, так и для ведения полноценной научно-просветительской деятельности
Для создания приемлемых условий хранения постоянно проводятся профилактические работы (защита от пыли, вредителей, атмосферной влаги), происходит оборудование хранилищ для размещения отдельных видов музейных предметов.

3.4. Реставрация музейных предметов.
Хранение, а также публичная демонстрация музейных предметов возможны лишь в тех случаях, когда предметы способны выдержать условия хранения или экспонирования и имеют экспозиционный облик.
Ряд музейных ценностей, находящиеся на хранении в Олонецком музее требуют реставрации – 71 предмет. В основном, это предметы прикладного искусства, быта и этнографии и редкие книги. В настоящее время предметы из фондов музея не реставрируются. Согласно п. 34 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственный музеях СССР (Приказ Минкультуры СССР от 17 июля 1985 г, № 290), работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются специализированными государственными учреждениями системы Министерства культуры СССР, реставрационными отделами (мастерскими) крупных музеев и отдельными штатными реставраторами.
В штате музея соответствующие специалисты отсутствуют. Средства на оплату услуг реставраторов из крупных музеев из районного бюджета не выделяются. В связи с этим, работы по сохранности музейного фонда нацелены преимущественно на профилактические мероприятия, а также на поддержание экспозиционного облика предметов.

4. Анализ выставочной деятельности ( 2011-2014 г.)
Важнейшим направлением музейной деятельности является экспозиционно-выставочная работа, которая осуществляется по следующим направлениям:
1. Презентация музейных предметов и музейных коллекций из собственных фондов.
2. Презентация частных коллекций, семейных архивов и творчества местных жителей.
3. Организация тематических выставок из других музеев Карелии и России.

Выставочная деятельность позволяет значительно увеличить процент экспонирования музейных предметов, стимулирует разработку новых тематических экскурсий, расширяет музейную аудиторию, формы работы с посетителями.
Выставочно-презентационный зал имеет площадь 40 кв.м. В 2011 году в зале для временных выставок было реализовано 4 выставочных проекта.
С 2012 г., с целью расширения выставочного пространства и активизации работы с детской целевой аудиторией, было принято решение об использовании музейного класса для организации временных тематических выставок. Принятое решение позволило значительно повысить интенсивность выставочной деятельности. В 2012 г. было организовано 8 выставок (5 из фондов музея, 1 передвижная, 1 из частной коллекции, 1 совместная), в 2013 – 9 (6 из фондов музея, 1 передвижная, 2 совместные), в 2014 – 12 (5 из фондов музея, 4 частные коллекции, 3 совместные). Соответственно увеличилось число проводимых экскурсий и количество посетителей музея.

При работе с детской аудиторией на временных выставках успешно использовалась методика включения в экскурсию интерактивных элементов.
Таким образом, выставочная деятельность является одним из самых перспективных направлений деятельности, способствующих увеличению количества экспонируемых музейных предметов, расширению музейной аудитории, увеличению количества посетителей и внедрению инновационных форм работы.

Анализ музейной аудитории (октябрь – июнь)

Анализ музейной аудитории (июль — сентябрь)

Анализ музейной аудитории показывает, что в зимний период (октябрь – июнь) основная часть посетителей — дети. В летний период (июль – сентябрь) основной контингент посетителей музея составляют туристы и гости.
В результате работы над анализом музейной деятельности были сформулированы основные проблемы музея:
1. недостачное количество площадей для формирования и хранения музейных предметов и музейных коллекций.
2. Блеклый бренд, отсутствие узнаваемости на культурной карте Республики Карелия и практически полное отсутствие представления музея в интернет пространстве.
3. Узкий ассортимент услуг. Финансовая модель музея базируется на традиционных формах экскурсии и мастер-класса.
4. Кадровое обеспечение. В музее нет менеджера для решения современных задач по развитию музея. Средний возраст работников музея – 50 лет.
5. Проблема коммуникации и расширения аудитории, которая является результатом устаревших представлений об основных услугах.

2 часть. Основные направления развития

1.Формирование музейного собрания.

Комплектование музейных фондов — процесс выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов. Посредством комплектования музей реализует свою основную социальную функцию документирования процессов и явлений, происходящих в местном сообществе.
Комплектование коллекций производится с учетом истории формирования музейного собрания в целом и напрямую связано с тем социальным заказом, который сегодня предъявляет музею общество.
В процессе проведения анализа фондовой работы выявлено несколько причин, ограничивающих возможности комплектования.
1. Отсутствие в музее программы КАМИС (комплексной автоматизированной музейной информационной системы) не позволяет создать интегрированную базу данных музейной коллекции. Нет возможности осуществлять быстрый поиск и выборку данных по всем атрибутам и их сочетаниям, вести учетные операции и подготавливать различные виды списков, электронных каталогов, документов, вести научную обработку. Это тормозит процесс презентации музейного собрания. Следовательно, для перевода системы учёта музейных предметов на современный уровень, одной из первоочередных задач Концепции развития является приобретение КАМИС, соответствующего оборудования и включение ИКТ в музейную деятельность. Для достижения поставленной задачи будет активизирована проектная деятельность с грантодающими организациями.
2. Актуальной проблемой является острая нехватка помещений для организации фондохранилищ. В настоящее время хранение 21 тысячи музейных предметов осуществляется в помещениях общей площадью 136,7 кв.м. В связи с этим предпочтение при комплектовании фондов отдаётся небольшим предметам. Коллекции «Мебель», «Средства передвижения» практически не пополняются. Для полноценной работы по комплектованию музейных коллекций необходимо увеличение фондохранилищ до 500 кв.м.
3. Отсутствие финансирования фондово-закупочной деятельности ограничивает возможности комплектования фондов. При комплектовании фондов используется механизм безвозмездной передачи культурно-исторических ценностей в музейный фонд.
Исходя из состава и полноты своего музейного собрания, музей в политике комплектования на 2016-2020 гг. руководствуется следующими принципами:
1. Планомерность и целенаправленность. Отбор предметов в соответствии с профилем музея, со знанием содержания и полноты фондовых коллекций и экспозиционно-выставочных задач.
2. Предпочтительность при выявлении и музеефикации культурно-исторических ценностей уникальным предметам. Уникальный музейный предмет — предмет, обладающий признаками своеобразия и неповторимости, единственный в своем роде предмет, отличающийся особой научной, исторической и художественной ценностью, а также типичный предмет, сохранившийся в единичном экземпляре.
3. Во избежание односторонности музейного собрания комплектование проводить по следующим основным направлениям:
— советский и постсоветский период в истории страны. (Предметы быта, фотографии, документы периода второй половины 20 – начала 21 в.в.)
— документы, фотографии, предметы быта и пр. по истории Карельской трудовой коммуны (к 100 — летию Республики Карелия);
— дублетные, типичные этнографические материалы для интерактивных форм работы с посетителями
Комплектуемые материалы должны обладать следующими характеристиками:
• Информативность, т.е. объем, характер и содержание информации, которая заложена в предмете, рассматриваемом как объект для музейного фонда.
• Коммуникативность (репрезентативность) — способность предмета наглядно и достоверно отражать определенную информацию.
• Аттрактивность — свойство предмета привлекать к себе внимание при экспозиционно-выставочном использовании.
• Экспрессивность — способность предмета оказывать эмоциональное воздействие.
• Принадлежность к конкретной территории — способность передавать специфику историко-культурной среды местности.

2. Развитие выставочной деятельности.

В соответствие с проведённым анализом, выставочная деятельность музея будет строиться следующим образом:
— в зимний период с учётом запросов школ, детских садов, юбилейных дат и событий общероссийского значения;
— в летний период презентация этнографических музейных коллекций, т.к. тематика традиционной карельской культуры наиболее востребована туристами и гостями при посещении Олонца.
— создание серии выставок (с периодичностью 1 раз в год), посвященных разным отраслям промышленности и сельского хозяйства Олонецкого района второй половины 20 века.
— организация экспресс-выставок на внемузейных площадках во время проведения крупных культурно-массовых мероприятий;
— создание долгосрочной экспозиции новогодней игрушки (2016 г.)
— реэкспозиция в 2020 году историко-этнографической экспозиции посредством включения блока «Советский период» со следующими темами:
1. Гражданская война, становление советской власти, репрессии
2. Великая Отечественная война – оборона, оккупация, освобождение
3. Послевоенный период – 1944-1992г.

Включение ИКТ.
Основная функция мультимедиа в экспозиции — усиление эмоционального воздействия на посетителя, способствующее получению ярких, позитивных впечатлений о посещении музея. Не заменяя собой экспонаты и коллекцию, мультимедиа подчеркивает достоинства музейных предметов, акцентируя внимание посетителя на их деталях и особенностях, на контекстах и смыслах их бытования. Включение ИКТ в экспозицию будет дозированным.

3.Развитие аудитории.
В основе образовательных и просветительских программ музея лежит социальная ориентированность. Музей будет продолжать активную деятельность в этом направлении, создавая целевые программы, мероприятия, выступая организатором семейного и частного досуга.
Задача расширения аудитории музея предполагает, что наряду с традиционными для музея посетителями, нужно привлечь новые социальные группы. Предоставление максимального доступа к коллекциям музея может существенно расширить музейную аудиторию. Для увеличения аудитории музея следует учитывать:
• широкий круг исследователей, музейных специалистов, художников-дизайнеров, мастеров традиционного и современного прикладного ремесла;
• постояльцы гостевых домов и гостиниц;
• подростки и молодёжь;

Также одним из перспективных направлений работы с одиночными посетителями может стать удовлетворение потребности современного россиянина в собственной идентичности, в условиях глобализации.

Территория музея, 0,24 га в парковой зоне, позволяет реализовывать проекты, направленные на создание общественного пространства, для осуществления музейных программ, проведения массовых мероприятий. В ближайшем будущем музей должен стать новым пространством городской жизни, привлекательным, интересным и удобным для посещения.

4. Финансовая политика музея.

Сокращение бюджетных расходов и установка на повышение эффективности бюджетных расходов, предусмотренные основными направлениями бюджетной политики, диктуют:
• сокращение доли бюджетных расходов в консолидированном бюджете музея за счет внебюджетных источников финансирования основной деятельности;
• повышение финансовой эффективности использования ресурсов за счет расширения аудитории и перечня предоставляемых услуг.

Социальный и количественный состав основной аудитории не позволяет резко повысить внебюджетные доходы учреждения за счет увеличения средней стоимости услуг. Поэтому, в связи с ростом издержек на осуществление услуг (связанных с ростом цен на коммунальные услуги, услуги охраны и пр.), тенденцией сокращения бюджетного финансирования, планируется планомерное увеличение стоимости услуг на 10% ежегодно. Финансовая стратегия повышения внебюджетных доходов строится на увеличении посещаемости минимум на 8% ежегодно.
Увеличения посещаемости планируется в связи с увеличением экспозиционных площадей за счет возврата помещений (40 кв.м), занимаемых ранее под творческую мастерскую. Введения в действие дополнительных площадей, приведёт к расширению спектра оказываемых услуг и повышению внебюджетных доходов .

5.Коммуникативные связи и околомузейное пространство.
Главная особенность Олонецкого национального муниципального района в том, что более половины населения составляют коренные жители — карелы-ливикки. Здесь лучше, чем в других местах, сохранились традиции карельского народа, язык, своеобразная архитектура жилых и хозяйственных построек, народные ремесла и промыслы.
В последние годы во всем мире специалисты различных отраслей знания (экономисты, политологи, социологи, менеджеры и др.) все чаще признают тот факт, что именно наследию принадлежит решающая роль в обеспечении устойчивого развития территории.

Учитывая все особенности района, фондовые коллекции музея, приоритетные направления деятельности и особенности его месторасположения, дальнейшее развитие музея можно рассматривать в контексте развития исторической части города. Возможным видится комплексное использование территории парка – места расположения Олонецкой крепости, острова Мариам с расположенным на нём собором Смоленской иконы Божьей матери.
Очевидно, что воплощение подобной модели возможно только на базе широкого партнерства. Партнерская модель, позволяющая достичь значительных успехов за счет объединения усилий и ресурсов, в полной мере соответствует концепции интегрированного музея, ориентированного на различные формы взаимодействия с внешней средой.
Реорганизация музейного пространства будет способствовать созданию комфортной среды как для музейных посетителей, так и местных жителей.